Лимитирование электропотребления 


Таврида Электрик

proektant.by

Комментарии (после статьи):

12.12.2008. Б.И.Рубенчик

31.12.2008. Рядовой энергетик Вася

Срок действия "Положения" истёк. Его продление не планируется.

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке установления предельных уровней (лимитов) потребления электрической энергии на 2008 – 2009 годы

Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.09.2008 №1339

1. Настоящим Положением определяется порядок установления предельных уровней (лимитов) потребления электрической энергии, получаемой от организаций, входящих в состав государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго", для:

  • организаций с присоединённой электрической мощностью 750 кВ•А и более, подчинённых (входящих в состав) республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчинённым Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому;
  • организаций жилищно-коммунального хозяйства (включая организации, имущество которых находится в коммунальной собственности) с годовым объёмом потребления электрической энергии 1000 тыс. кВт•ч и более.

2. В настоящем Положении используются следующие основные термины и их определения:

  • абонент — организация, электрические сети и электроустановки которой присоединены к сетям энергоснабжающих организаций, входящих в состав государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго" (далее — энергоснабжающие организации), заключившая договор на снабжение электрической энергией с энергоснабжающей организацией;
  • субабонент — потребитель, электрические сети и электроустановки которого присоединены к электрическим сетям абонента, заключивший с абонентом договор на снабжение электрической энергией.

3. Предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии для абонентов, субабонентов с присоединённой электрической мощностью 750 кВ•А и более на планируемый год (месяц) определяются, исходя из величины потребления электрической энергии в предыдущем году (в аналогичном месяце предыдущего года) с учётом планируемого роста объёмов продукции промышленности (выполняемых работ, оказываемых услуг промышленного характера), по формуле:

ЭЭП = 0,91 х 0,01 х ПП% х ЭЭБ,

где: ЭЭП — предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии для абонентов, субабонентов с присоединённой электрической мощностью 750 кВ•А и более на планируемый год (месяц);

ЭЭБ — величина потребления электрической энергии в предыдущем году (в аналогичном месяце предыдущего года);

ПП% — рост объёмов продукции промышленности в планируемом году (месяце) в процентах.

4. Для организаций жилищно-коммунального хозяйства (включая организации, имущество которых находится в коммунальной собственности) с годовым объёмом потребления электрической энергии 1000 тыс. кВт•ч и более, являющихся абонентами, субабонентами, предельные уровни (лимиты) потребления на планируемый год (месяц) определяются с учётом необходимости снижения потребления электрической энергии к фактическому потреблению в предыдущем году (в аналогичном месяце предыдущего года) по формуле:

ЭЭП = 0,97 х ЭЭБ,

где: ЭЭП — предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии указанными организациями жилищно-коммунального хозяйства на планируемый год (месяц);

ЭЭБ — величина потребления электрической энергии в предыдущем году (в аналогичном месяце предыдущего года).

5. Для субабонентов, у которых энергоснабжающей организацией осуществляется дистанционный контроль за режимом потребления с помощью автоматизированной системы контроля и учёта электрической энергии, предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном для абонентов.

При отсутствии указанного дистанционного контроля предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии для абонентов определяются на основе суммарного потребления электрической энергии абонента и его субабонентов.

6. Абоненты, субабоненты представляют в энергоснабжающие организации согласованные с соответствующими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчинёнными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом, а также с областным (минским городским) управлением по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии, определённые, в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящего Положения, в следующие сроки:

  • до 15 октября 2008 г. — на ноябрь–декабрь 2008 г.;
  • до 1 декабря 2008 г. — на 2009 год, в том числе с разбивкой по месяцам.

7. Энергоснабжающие организации и абоненты предусматривают в договорах на снабжение электрической энергией предельные уровни (лимиты) потребления электрической энергии для абонентов, субабонентов:

  • до 1 ноября 2008 г. — при внесении изменений и (или) дополнений в договоры на снабжение электрической энергией на ноябрь–декабрь 2008 г.;
  • в декабре 2008 г. — при заключении договоров на 2009 год.

8. Изменение величины предельного уровня (лимита) потребления электрической энергии в сторону увеличения осуществляется в случае изменения условий, структуры, объёмов производства промышленной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг промышленного характера), по сравнению с запланированными на основе утверждённых норм расхода электрической энергии и плановых объёмов производства промышленной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг промышленного характера).

Изменение указанной величины осуществляется энергоснабжающей организацией и абонентом путём внесения соответствующих изменений в договоры на снабжение электрической энергией:

  • на текущий год — по решению республиканской комиссии по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию на основе предложения соответствующего республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчинённой Правительству Республики Беларусь, облисполкома и Минского горисполкома, согласованного с областным (минским городским) управлением по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации не позднее  — 1 декабря текущего года;
  • на текущий месяц  — в рамках установленных годовых предельных уровней (лимитов) потребления электрической энергии по предложению абонента, субабонента, согласованному с соответствующим республиканским органом государственного управления и иной государственной организацией, подчинённой Правительству Республики Беларусь, облисполкомом и Минским горисполкомом и областным (минским городским) управлением по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации не позднее   —  20-го числа текущего месяца.

9. Энергоснабжающие организации обеспечивают контроль за соблюдением абонентами, субабонентами предельных уровней (лимитов) потребления электрической энергии.



Дополнительная информация Рабочей группы по реализации Постановления
Совета Министров Республики Беларусь от 11.09.2008 №1339

Во исполнение п.6 указанного Постановления Департаментом по энергоэффективности Госстандарта совместно с Министерством энергетики подготовлены уточнения и разъяснения по порядку разработки и изменения величин предельных уровней (лимитов) потребления электроэнергии, определённому в Положении на 2008–2009 годы:

  • Очерчен круг предприятий, производящих промышленную продукцию (работы промышленного характера) с присоединённой электрической мощностью 750 кВ•А и более, получающих электроэнергию от организаций, входящих в состав ГПО "Белэнерго", на которые распространяется действие Положения. В их числе организации, подчинённые Минпрому, Минсельхозпроду, Минстройархитектуры, Минторгу, Минтрансу, Госкомвоенпрому, концернам "Белбиофарм", "Белгоспищепром", "Беллегпром", "Беллесбумпром", "Белнефтехим" (за исключением предприятий по транспортировке нефти), облисполкомам и Мингорисполкому, которым указанными вышестоящими организациями доводится задание по темпам роста промышленной продукции и которые отчитываются по форме государственной статотчётности 1-П.
  • Положение не распространяется на целый ряд предприятий (в том числе и подчинённых перечисленным структурам), для которых по тем или иным причинам применение указанной в Положении методики лимитирования электропотребления нецелесообразно. Список их весьма большой, поэтому не приводится, тем более что вошедшие в него организации хорошо осведомлены, к какой категории они относятся.
  • Предельные уровни (лимиты) не разрабатывают организации, имеющие собственные источники электроснабжения с годовой выработкой электроэнергии 50 и более процентов от годового электропотребления предприятием. Если годовая выработка электроэнергии менее 50 процентов от годового потребления, то лимит устанавливается за вычетом части потребления, покрываемого собственной выработкой:

    ЭЭП = ЭЭП1 – (ЭЭВЫР. – ЭЭОТП.),

    где ЭЭП1 — предельный уровень потребления без учёта выработки электроэнергии;

    ЭЭВЫР. — выработка электроэнергии собственными энергоисточниками в планируемом году (месяце);

    ЭЭОТП. — объём отпущенной электроэнергии сторонним организациям (не субабонентам).

  • При условии сохранения суммарного уровня установленных на январь–октябрь 2008 г. договорных величин (в соответствии с договорами электроснабжения) и предельных уровней (лимитов) электропотребления на ноябрь и декабрь 2008 г. изменение их величины на ноябрь и декабрь 2008 г. согласовывается только с вышестоящим органом управления (министерством, ведомством, облисполкомом, райисполкомом) и с областным (минским городским) управлением по надзору за рациональным использованием ТЭР Департамента по энергоэффективности Госстандарта.
  • При разработке предельных уровней (лимитов) на ноябрь, декабрь 2009 г. их расчёт осуществляется на основе ожидаемого потребления электроэнергии в ноябре, декабре 2008 г.
  • При условии выполнения программы энергосбережения по мероприятиям отчётного года (по экономии, количеству мероприятий, финансированию) допускается корректировка лимита за счёт ввода новых объектов, не производящих промышленную продукцию, присоединения объектов, роста объёмов строительно-монтажных и наладочных работ; вывода в ремонт, останова собственных электрогенерирующих мощностей.
  • Допускается изменение в установленном порядке предельного уровня (лимита) потребления электрической энергии абонентом на текущий месяц в связи с увеличением потребления электроэнергии субабонентом, по предложению абонента, согласованному с региональными управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР Департамента по энергоэффективности Госстандарта.


Комментарии

Б.И.Рубенчик, исполнительный директор БелАПЭ, главный редактор журнала "Энергия и Менеджмент"

Комментарии и вопросы по поводу нового Положения о лимитировании не заставили себя ждать. Пожалуй, ни один нормативный правовой акт не сопровождался столь быстрым и бурным реагированием со стороны энергетиков промышленных предприятий, министерств и концернов, как этот.  Причины как минимум две: во-первых, крайне сжатые сроки — согласованные с вышестоящими организациями и управлениями Департамента по энергоэффективности лимиты электропотребления на ноябрь 2008 года должны были быть представлены в энергоснабжающие организации до 15 октября, притом что не было отработанных процедур разработки, согласования, утверждения и корректировки лимитов, форм необходимых документов. Во-вторых, крайне жёсткий характер Постановления — непомерно высокая планка задания по экономии (9% от достигнутого уровня электропотребления) и штрафные санкции в виде двойного тарифа за сверхлимитное потребление.

Какими только эпитетами не "награждалось" это постановление: "сырое", невыполнимое, противоречивое и т.д. Приведу лишь некоторые из замечаний и вопросов энергетиков предприятий, министерств и концернов, поступивших в Ассоциацию промышленных энергетиков и редакцию журнала "Энергия и Менеджмент":

  • Процедуры разработки, согласования, утверждения и корректировки предельных уровней потребления неизбежно приведут к дополнительной бюрократизации, увеличению документооборота, затрат времени на оформление документов, командировочных расходов и, возможно, штата экономистов и энергетиков.
  • Новое Положение не согласуется с иными НПА, в том числе, по срокам исполнения. Например, темпы роста объёмов производства продукции становятся известны только после разработки предприятиями бизнес-планов и согласования их в установленном порядке органом государственного управления, то есть не раньше конца декабря – начала января. В ноябре, до 01.12.2008 г. надо рассчитать помесячные лимиты на 2009 г. что невозможно без данных по фактическому расходу электроэнергии за ноябрь и декабрь 2008 г.
  • Как определить лимит потребления обособленным подразделениям (филиалам) предприятий, разработка бизнес-планов для которых не обязательна, но по параметру присоединённой электрической мощности подпадающих под лимитирование и являющихся самостоятельными абонентами энергоснабжающих организаций?
  • Как ежемесячно планировать лимит потребления предприятиям с непрерывными технологическими процессами, а также с циклом от запуска до выхода готовой продукции более месяца, когда электроэнергия потреблена в одном месяце, а товарная продукция выходит в другом?
  • При перевыполнении плана лимит электроэнергии будет превышен и потребуется его корректировка. Но точные цифры появятся лишь по окончании месяца, когда уже будет выставлен повышенный тариф.
  • Исполнение Постановления провоцирует на свёртывание работ по внедрению новых, а также на вывод из эксплуатации существующих систем использования тепловых ВЭР, потребляющих электроэнергию, например, тепловых насосов, что ставит под вопрос выполнение показателей по использованию ВЭР.
  • Присоединённая электрическая мощность субабонентов, как правило, меньше 750 кВ•А, они не разрабатывают, не согласовывают и не утверждают для себя лимиты. Однако их потребление, часто весьма значительное, по Положению, войдёт в лимит завода, но никаких обязательств по снижению электропотребления субабоненты не несут.

Список можно продолжать, но не вижу в этом смысла. Очевидно, есть более веская, чем все эти недостатки и противоречия, причина, оправдывающая его принятие. Это необходимость стимулировать (читай — заставить) министерства и концерны, крупных потребителей электроэнергии в условиях ожидаемого роста цен на импортируемый природный газ выполнять мероприятия программ по энергосбережению, инвестировать средства в реальные энергоэффективные проекты. Иначе  выполнение показателей по отраслям и регионам и, как следствие, одного из основных целевых показателей социально-экономического развития государства — энергоёмкости ВВП, окажется под угрозой срыва.

Механизм реализации указанной цели таков: крупным потребителям доведён очень напряжённый (для многих просто невыполнимый) показатель по экономии электроэнергии — 9%. Чтобы не платить двойной тариф, у них есть два выхода: 1) выполнить эти 9%, тогда им Честь и Хвала; 2) оформить документы на корректировку лимита, которая будет согласовываться только при условии своевременного выполнения мероприятий по энергосбережению.

Даст ли введённое Положение планируемый эффект, под которым надо понимать общую экономию электроэнергии при условии выполнения поставленных перед крупными потребителями задач и соответствующее снижение энергоёмкости ВВП? Планируемый — сомневаюсь, но какой-то результат, несомненно, будет.

Что касается противоречий, заложенных в Положении, то многие из них сняты по рекомендациям многочисленных совещаний, а также специально созданной Рабочей группы по реализации указанного Постановления, что отражено в разъяснениях Департамента по энергоэффективности Госстандарта по применению Положения. Кроме того, Положение носит экспериментальный оттенок, так как ограничено временными рамками (2008–2009 годы). И, наконец, очень важный фактор, который может не просто повлиять, но и перечеркнуть всё сказанное, — это кризис. Но это уже другая тема.


В заключение. Многочисленные совещания на самых различных уровнях, письма и обращения в Правительство, создание Рабочей группы по реализации указанного Постановления, подготовка разъяснений по различным аспектам корректировки лимитов и т.п. способствовали широкому обсуждению концептуальных вопросов повышения энергоэффективности производства, осознанию необходимости совершенствования стратегии развития в этой сфере. В первую очередь, это касается её нормативно-правовой основы.

Как показала практика, действующая система целевых показателей, нормирования, поголовного периодического энергоаудита и т.п. в полной мере поставленных задач по энергосбережению не решает, что и вызвало необходимость принятия новых мер в виде Положения по лимитированию.

Лимит (от лат. limes — граница, предел) электропотребления должен определяться как произведение нормы расхода электроэнергии на объём производства продукции (услуг). При использовании его (лимита) в качестве задания по экономии электроэнергии на 9% для всех (как в случае с Положением) становится бессмысленным установленный порядок расчёта целевых показателей по энергосбережению, нормирования электропотребления и разработки программ энергосбережения.

Давно пора подвергнуть скрупулёзному анализу методологию реализации основополагающих принципов заявленной государством энергосберегающей политики и внести необходимые корректировки. В противном случае мы ещё долго будем говорить, как делали это последние 15 лет, об отставании  в 2–3 раза по показателю энергоёмкости ВВП от развитых стран.



Рядовой энергетик Вася

А сколько директоров не понимают работу энергетика предприятия???!!! Возможно, такое жёсткое Постановление заставит некоторых из них обратить внимание на работу и проблемы энергетика.


Администратор

Первый вопрос, скорее, — риторический. В чём состоит "понимание директором" работы энергетика? Механики, метрологи, технологи, конструкторы, химики, металлурги… — они тоже хотят "понимания". Можно, конечно, догадаться, что имел в виду "рядовой энергетик Вася". Очевидно, на его предприятии есть проблемы во взаимоотношениях энергослужбы с руководством. Но возникает иной вопрос: а кто обеспечит директору необходимые “ликбез” и понимание? Кто должен повышать престиж и авторитет энергослужбы в глазах руководства? Министерство? Департамент по энергоэффективности? Кроме самой энергослужбы и, в первую очередь, главного энергетика, этим никто и никогда заниматься не будет. Вопросы взаимоотношений энергослужбы и руководства предприятия очень актуальны, однако какая-либо литература, статьи и т.п. на эту тему нам не знакомы. Если уважаемые посетители Портала располагают какими-либо материалами (статьями, инструкциями, личными наблюдениями) по этому вопросу, мы с удовольствием их опубликуем для обсуждения в разделе "Актуальная тема". Заставит ли жёсткое Постановление о лимитировании обратить внимание некоторых директоров на работу и проблемы энергетика? Конечно, заставит! Вопрос, в каком виде выразится это внимание. Во всяком случае, не в каком-либо особом "понимании" проблем энергетика. Хорошо, если результатом повышенного внимания станет выделение реальных денег на повышение энергоэффективности, чтобы избежать двойной оплаты сверхлимитного электропотребления. В любом случае, ожидать, скорее, следует ужесточения требований к энергослужбе со стороны руководства предприятия.